Лечебно-реабилитационный центр «Открытие» ранее уже рассказывал о причинах, стадиях и способах лечения реактивной депрессии. Статья вызвала оживлённые отклики со стороны читателей, а потому было принято решение подробнее осветить это эмоциональное расстройство — которым, по данным ВОЗ, в мире страдает 400 миллионов человек (5% населения планеты).
Темой представленной публикации станут малоизвестные клинические особенности возникновения и развития реактивной депрессии (далее по тексту РД), а также расширенный обзор методов, используемых для лечения данной психической патологии.
Понимание механизма формирования РД является важным условием для построения эффективной терапевтической стратегии, а также помогает разрабатывать способы профилактики этого патологического состояния. Проблема заключается в том, что большинство тематических интернет-статей предлагает читателям излишне упрощённый взгляд на проблему, объясняя возникновение РД исключительно влиянием пережитого стресса.
Нисколько не умаляя значимость психотравмирующих факторов в природе РД, необходимо отметить, что далеко не всегда стресс приводит к развитию обсуждаемого расстройства.
Например, потеря высокооплачиваемой работы нередко воспринимается как удачный шанс реализовать себя в других сферах деятельности — так сказать, вырваться из клетки благополучия и по-настоящему расправить крылья. Другим примером могут послужить убеждённые буддисты или христиане — они не погружаются в депрессию после смерти кого-то из своих близких, поскольку питают твёрдую убеждённость в бессмертии человеческой души.
Неравноценность воздействия психотравмирующего события (ПТС) на психическое состояние разных людей объясняется тем, что возникновение РД всегда провоцируется сочетанием нескольких факторов, среди которых первостепенное значение имеют культурно-социальное воспитание, физическое состояние пациента и уже имеющиеся психические нарушения.
Реакция человека на ПТС того или иного рода целиком определяется полученным культурно-социальным воспитанием:
Такой взгляд на проблему подтверждается медицинской статистикой по реактивной депрессии: женщины страдают от этого расстройства в 7 раз чаще мужчин потому, что система социального воспитания разрешает им быть более эмоциональными — как внешне, так и внутренне. Примечательно и то, что почти треть случаев РД приходится на подростков, у которых ещё не сформирована целостная модель «нормального» социального поведения.
Следовательно, решающее значение для развития РД имеет не условный «трагизм» ПТС, а исключительно отношение человека к этому конкретному событию.
Как показывают исследования последних двух десятилетий, немаловажную роль в развитии устойчивых форм РД играет физическое состояние пациента. В частности, вероятность развития депрессивного расстройства реактивного типа существенно возрастает при наличии у больного следующих физиологических отклонений:
Все вышеперечисленные расстройства в той или иной мере оказывают влияние на биосинтез и активность основных нейромедиаторов: глицина, дофамина, норадреналина, серотонина и эндорфинов — что и становится предпосылкой для развития РД. Кроме этого, нарушения гормональной активности щитовидной железы и надпочечников заметно снижают эффект от применения антидепрессантов — вплоть до полной безрезультатности терапии.
Таким образом, перед началом лечения реактивной депрессии пациент должен пройти комплексное медицинское обследование, чтобы исключить влияние физиологических дисфункций на тяжесть своего психического состояния.
Ещё одним благоприятным условием для возникновения РД считаются другие психические и/или неврологические расстройства. Такое сочетание наблюдается не очень часто, но представляет наибольшую сложность в плане разработки максимально эффективной терапевтической программы.
Вероятность неадекватной реакции на ПТС многократно возрастает при наличии у пациентов следующих психических патологий.
Принято считать, что развитие РД происходит по направлению от психологических до соматических симптомов: то есть вначале возникают апатия и демотивированность, а уже затем присоединяются дисфункции ЖКТ, нарушения сердечной деятельности и прочее.
В действительности всё как раз наоборот: в первые 1-3 месяца у пациентов с РД преобладают именно соматические признаки, а психологические расстройства выражены довольно слабо. Даже если такие больные обращаются за медицинской помощью, далеко не каждый терапевт способен отличить психосоматическую симптоматику от непосредственно функционального заболевания.
В итоге, как свидетельствует статистика, более 48% больных с РД приходят на приём к психиатру только через 1-1,5 года после возникновения расстройства. Столь позднее обращение до крайности усложняет лечение, поскольку за минувший срок у пациентов происходят глубокие мировоззренческие и личностные изменения. Это меняет сам характер терапевтической задачи — таких больных приходится «перевоспитывать» и «переучивать», что бывает очень непросто.
В очень редких случаях реактивная депрессия возникает остро, с развитием всего симптомокомплекса, характерного для данного расстройства. Гораздо чаще РД проявляется неспецифической симптоматикой, которую сами больные считают временными последствиями пережитого ПТС.
Также больным с подозрением на РД рекомендуется пройти тест на уровень депрессии, который поможет оценить тяжесть и запущенность их психологического состояния.
Золотым стандартом лечения депрессивных расстройств является приём антидепрессантов для нормализации эмоционального настроя, с одновременным курсом психотерапии для принятия факта и/или последствий ПТС. Это правило актуально и для лечения реактивной депрессии, однако с рядом важных оговорок.
Из этого следует, что только индивидуальный подход, учитывающий причины и особенности прогрессирования РД, может гарантировать пациентам максимально быстрое выздоровление с отсутствием последующих рецидивов.
Реактивная депрессия — это сложное психическое расстройство с большой вариативностью симптоматики и непрогнозируемостью развития. Любые попытки лечить РД у экстрасенсов, коучей или инструкторов по личностному росту приведут только к усугублению состояния пациента, вплоть до попыток суицида.
Обращение в специализированную клинику и прохождение курса терапии под надзором опытного врача-психиатра — это единственно правильный путь к достижению полного выздоровления и обретению прежней радости жизни во всём её безграничном многообразии.
автор статьи
Маметова Лейла Энверовна
гл. врач, психиатр, нарколог
Наш специалист перезвонит Вам в ближайшее время
Скоро мы свяжемся с вами!